(для чтения и изучения в 5, 8-м классах)

Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: «Сказание» и «Чтение». Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Ко временам Ярослава относится возникновение местного культа Бориса и Глеба в Вышгороде, где они были похоронены.

Автор вложил свою душу, свое сердце в это повествование. Во время чтения про­никаешься восхищением: ведь в наше время просто хорошего, доброго, милого человека редко встретишь, а Борис и Глеб являют собою образец непорочности, чистоты. Она рас­сказывает обо всем: о силе и слабости, добре и зле, молодости, любви. Любви сыновней, братской, любви к отечеству.

(для чтения и изучения в 5, 8-м классах)

Мы следим за происходящим с замиранием сердца, и жалко юношей, и хочется плакать. Но зло, как всегда, наказано, и Ярослав отомстил Святополку за братьев. И Борис с Глебом лежат в одной могиле, а их души смотрят на нас. Они — один из символов нашей Родины.

Автор сказания неизвестен, «Чтение» принадлежит Нестору. В 1015 году умер князь Владимир. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками.

По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого.

Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня. Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь»3. Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: «Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной».

Борис начинает готовиться к смерти. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться.

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. Беззащитность Глеба очень трогательна. Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях.

Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!»5. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: «Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим.

И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка «исходит смрад в назидание людям… И с этого времени прекратилась крамола на русской земле». Покажите на конкретных примерах жанровые особенности «Жития Бориса и Глеба». Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.

Как создается ореол святости Бориса? Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), созданным в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами.

По Сказанию после смерти великого князя Владимира власть в Киеве захватил его пасынок, князь Святополк. Посланец от Ярослава передаёт Глебу весть о кончине отца и убийстве брата Бориса.

Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка.

Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пиноке, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме. Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, что велит воля сердца твоего».

Борисоглебский переулок в Москве

Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце йое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет. И в послании апостола сказано: «Кто говорит: «Я люблю бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх».

Борисоглебский монастырь в Торжке

А все это преходящее и непрочно, ка:к паутина. Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью. Святополк же, сев на княжение в Киеве после смерти отца, призвал к себе киевлян и, щедро одарив их, отпустил.

Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими.

И только этими словами утешался и радовался. Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями. И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. И еще: «В любви нет страха, ибо истинная любовь изгоняет страх». Как господу угодно — так и будет». И вдруг увидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного.

Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол. И несли его на носилках». Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем.

Сегодня популярно: