Крамской Иван Николаевич, Портрет Салтыкова-Щедрина

В высокой степени своеобразны слог и язык Салтыкова-Щедрина. Великим художником является Салтыков-Щедрин и в «Господах Головлёвлых». И наряду с иными картинами в портрете Салтыкова-Щедрина реализовать задачу удалось великолепно. Посещая редакцию «Современника», он знакомится с М.Е. Салтыковым-Щедриным. Эта мысль, очевидно, давно овладела Салтыковым-Щедриным.

В лицее под влиянием свежих ещё тогда пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Ни одно из стихотворений Салтыкова-Щедрина (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним.

Описание картины Ивана Крамского «Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина»

Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков-Щедрин слыл под именем «мрачного лицеиста»). В августе 1845 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место — помощника секретаря. Другое действующее лицо романа — «женщина-кулак», Крошина — напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Салтыкова-Щедрина.

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных.

Юмор, как и у Гоголя, чередуется в «Губернских очерках» с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в «Скуке»), производят до сих пор глубокое впечатление.

В портрете великого русского писателя-публициста Салтыкова-Щедрина художник Иван Крамской создает образ человека, безраздельно посвящающего себя служению обществу

В настоящем и будущем Глупова усматривается один «конфуз»: «идти вперёд — трудно, идти назад — невозможно». Только в самом конце этюдов о Глупове проглядывает нечто похожее на луч надежды: Салтыков-Щедрин выражает уверенность, что «новоглуповец будет последним из глуповцев».

При таких условиях для писателя с дарованием Салтыкова-Щедрина трудно было воздержаться от сатиры

Он хотел поселиться в Москве и основать там двухнедельный журнал; когда ему это не удалось, он переехал в Петербург и с начала 1863 стал фактически одним из редакторов «Современника». К этому же приблизительно времени относятся и замечания Салтыкова-Щедрина на проект устава о книгопечатании, составленный комиссией под председательством князя Д. А. Оболенского.

Негодуя против «улицы» и «толпы», Салтыков-Щедрин никогда не отождествлял их с народной массой и всегда стоял на стороне «человека, питающегося лебедою» и «мальчика без штанов»

Сказки», изданные особо в 1887, появлялись первоначально в «Отечественных записках», «Неделе», «Русских ведомостях» и «Сборнике литературного фонда». Редакционной работой Салтыков-Щедрин занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала. Недуг впился в меня всеми когтями и не выпускает из них. Измождённое тело ничего не может ему противопоставить».

Традиционный критический подход акцентирует внимание на отношении Салтыкова-Щедрина к реформам (не замечая разницы между личной позицией и художественным текстом). Двадцать лет кряду все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в произведениях Салтыкова-Щедрина, иногда предугадывавшего их ещё в зародыше.

Не щадит Салтыков-Щедрин и новые учреждения — земство, суд, адвокатуру, — не щадит их именно потому, что требует от них многого и возмущается каждой уступкой, сделанной ими «мелочам жизни». Наблюдая с своей сторожевой башни изменчивые картины настоящего, Салтыков-Щедрин никогда не переставал вместе с тем глядеть в неясную даль будущего. Таковы «Премудрый пискарь», «Бедный волк», «Карась-идеалист», «Баран непомнящий» и в особенности «Коняга».

Немного найдется в нашей литературе таких картин русской природы и русской жизни, какие раскинуты в «Коняге». Это особенно заметно при сравнении картин, аналогичных по сюжету, — например, картин пьянства у Салтыкова-Щедрина (Степан Головлёв) и у Золя (Купо, в «Западне»). Ещё ярче обрисована Арина Петровна Головлёва — и в этой чёрствой, скаредной старухе Салтыков-Щедрин также нашёл человеческие черты, внушающие сострадание.

В изображении кризиса, переживаемого Иудушкой и ведущего его к смерти, нет поэтому ни одной фальшивой ноты, и вся фигура Иудушки принадлежит к числу самых крупных созданий Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин не примирен с прошедшим, но и не озлоблен против него; он одинаково избегает и розовой, и безусловно-чёрной краски.

Описаний у Салтыкова-Щедрина немного, но и между ними попадаются такие перлы, как картина деревенской осени в «Господах Головлёвых» или засыпающего уездного городка в «Благонамеренных речах». Салтыков-Щедрин знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует — но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». В феврале 1862 Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку.

Сегодня популярно:

  • Мендель — основоположник генетикиМендель — основоположник генетикиВ 1863 г. Мендель закончил эксперименты и в 1865 г. на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1847 Мендель был посвящен в сан […]
  • Шотландская юбкаШотландская юбкаВ свою очередь, шотландское слово происходит от древнескандинавского kjilt («складчатый»), пришедшего от викингов, у которых была подобная, но не из тартана, складчатая одежда. В особо […]
  • 10 самых жестоких тюрем в мире с нечеловеческими условиями содержания10 самых жестоких тюрем в мире с нечеловеческими условиями содержанияВпервые она была открыта в 1920-м году, но до 1956-го года преступников в ней не содержали, а в 2002-м тюрьму закрыли. В этой тюрьме содержатся самые опасные и буйные преступники в России. […]