Лобзание Иуды

Иуда так же, как и у Джотто, изображен за секунду до поцелуя. Иуда Искариот. Один из наиболее волнующих моментов Нового Завета – поцелуй Иуды и арест Иисуса Христа. Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

Флорентийский живописец Джотто ди Бондоне был одним из первых художников, кто изобразил Иуду-предателя. Средь этой суеты выделяются две фигуры, стоящие в профиль, – Иисус Христос и его ученик Иуда Искариотский. Здесь Джотто очень мастерски с помощью красок передает внутренний мир библейских персонажей.

Можно сказать, что сюжет картины «Поцелуй Иуды» Джотто срежиссировал с евангельской истории о том, как ученик своего Учителя предал. Джотто изобразил на фреске, как Иуда привел стражей, чтобы схватить учителя, однако перед этим лицемерно его обнимает. С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге.

Поцелуй Иуды (1303-06), Капелла делъ Арена, Падуя

Кажется, Джотто приглашает публику занять свое место на картине, чтоб легче было определиться с отношением к происходящему. Ценители творчества Джотто считают его картину «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом. Джотто писал в технике сухой фрески, не отличающейся прочностью. О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев.

Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. 20:9-10). Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем.

Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаёшь? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса. В синем не­бе полыхает огонь факелов, мелькающий ритм вознесенных пик и дубинок придает сцене тре­вожную эмоциональную окраску.

Спокойно и просто смотрит Христос в глаза того, чье имя станет символом вероломства и человеческой низости. И вот со множеством народа пришел Иуда. Иуда целует Христа. Лицо Иуды на иконе не отмечено какими-либо неприятными чертами. Лицо Иуды — «как у всех»… Одна из самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости.

Спасителю с лицом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколобый, уродливый Иуда. Он предал Учителя: целуя Христа, помог страже опознать его в ночной темноте и схватить.

Здесь был создан тип стенного панно, которое с этого времени становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи, названной позднее историками эпохой Возрождения. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг.

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

В «Поцелуе Иуды» Джотто выступает подлинным режиссером трагического сюжета евангельской истории: измены ученика своему учителю. Джотто заставляет зрителя волноваться, негодовать, верить. В образах Джотто земной человек, исполненный сознания собственного достоинства, вновь стал славной темой изобразительного искусства.

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: “вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие”.

Признание и влияние на развитие европейского искусства

На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе. С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. В Италии, в Падуе находится капелла дель Арена, более известная как капелла Скровеньи – по имени богатого купца и члена рыцарского ордена Энрико Скровеньи, пожертвовавшего деньги на ее строительство.

Творчество флорентийского живописца Джотто открывает новую страницу в истории искусства Италии. Иногда Джотто приносил красоту рисунка в жертву силе и правде изображения. Одна из аллегорий символизирует веру. Джотто представил ее в виде женщины с крестом и свитком в руках. Новаторским в данном случае является не выбор идеи, а техника воплощения.

Иуда приближает свои губы к губам учителя, и контраст их лиц поражает. Кажется, что пространство между ясным, почти античным профилем Христа и обезьяноподобным лицом Иуды заряжено электричеством. Эта капелла знаменита на весь мир благодаря фрескам великого итальянского художника Джотто ди Бондоне. О поцелуй, полный беззакония! Иуда у первосвященников. Одним из первых таким изобразил Иуду Джотто… Причина, по которой Иуда мог так запросто подойти к Христу и поцеловать – это открытое сердце Иисуса.

Сегодня популярно:

  • Разгон видеокарт GeForce NVIDIAРазгон видеокарт GeForce NVIDIAКак повысить производительность графики на ноутбуке и не сжечь видеокарту? Эти советы будут актуальны для обладателей AGP-видеокарт. Параметр влияющий очень сильно на производительность […]
  • Как приготовить паровые котлетыКак приготовить паровые котлетыКстати, паровые котлеты вы можете приготовить и в мультиварке. Готовить куриные котлеты на пару (особенно в мультиварке) — и быстро, и полезно, и нехлопотно. Если у Вас нет пароварки, не […]
  • Спряжение глаголаСпряжение глаголаИнфинитив является первой формой глагола и именно этой формой каждый глагол представлен в словаре. 9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого. В […]