Потешные полки Петра I — Русская историческая библиотека

В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые охочие люди. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюхС. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Пётр I разработал первую в истории России специальную программу военно-профессиональной ориентации юношей, включающую не только физическую подготовку, но и патриотическое воспитание.

Миниатюра из рукописи 1-й половине XVIII века «История Петра I», соч. П. Крекшина. Сам царевич был назначен полковым командиром — полковником, в соответствии с этим ему рапортовали по всем надобностям полка, от него же требовали и распоряжений.

Потешные
полки Петра Великого

Название «потешные» определялось местом их дислокации, ибо стояли они в царских потешных сёлах. В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. По разделении Потешных, занятия их превратились из детских игр в правильное изучение фронта, то есть боевых и походных порядков, и оно производилось по новому, самим Царем, исправленному Уставу.

Пример потешного сражения

Прямо из лагеря Потешные пошли в Троицкую Лавру и оттуда по Ярославской дороге к городу Переяславлю, где были при спуске выстроенных там фрегатов, а потом исполняли на судах должностьматросов.

Потешные войска были предоставлены молодому царевичу Петру в 1682 году, когда мальчику исполнилось 10 лет. Именно с этими войсками будущий император осваивал основы военного искусства. В сегодняшней статье мы рассмотрим потешные полки Петра 1 с различных точек зрения, чтобы понять специфику этого явления, главное – уделим внимание на то, что учебники по истории умалчивают.

Начиная с 1682 года, Петр активно занимается «потешными». Ему в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Изменения произошли в 1685 году, когда на Яузе был построен небольшой город, который сам Петр называл «стольный град Пресбург».

И это не выдумка! Все эти истории описаны в рассказах Алексея Толстого и просто поражают своей жестокостью. В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. В это же время численность войск заметно возрастает. Даже формируется два настоящих полка: Семеновский и Преображенский. Время шло, Петр взрослел, но его тяга к потешным войскам (где он был настоящим главнокомандующим!) не ослабевала. Петр 1 получил хорошие навыки в реальном управлении войсками.

Конечно, все это очень важно и нужно, но какой ценой достигалась военная грамотность Петра? С каждым годом забавы становились все опаснее и масштабнее. Осенью 1694 года была проведена Кожуховская потешная операция. При этом во время сражения были следующие потери: 24 человека было убито и 50 ранено. Об этом подробно написано во многих источниках, в том числе и у Бориса Куракина.

Несколько раз в год потешные войска Петра отрабатывали нападение на населенные пункты. Царь выбирал в качестве «жертвы» одну из деревень и начинался штурм. Обычная деревня, в которой жили обычные люди и занимались своими повседневными делами. Потешные полки долгие годы были любимым детищем Петра. Даже в момент, когда он стал царем России и был целиком поглощён в государственные дела, он продолжительное время уделял своим детским забавам.

Детские годы и военные забавы

В детстве, как мы видим, Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета.

В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность.

Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели).

Судьба полков после революции 1917 года

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно.

История формирования

Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям.

Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром. Солдаты «потешных полков» Петра I в кружале (кабаке). Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Эти военные «потехи» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов.

Сегодня популярно:

  • Как правильно нарастить мышечную массуКак правильно нарастить мышечную массуЧтобы набрать мышечную массу у вас должна быть правильно составлена программа тренировок, в программу обязательно должны быть включены базовые упражнения. Если вы планируете набирать […]
  • Проблема равнодушного отношения к пожилымПроблема равнодушного отношения к пожилымИли такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»? Отношение к старости имело свои традиции. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, […]
  • Сочинение на тему «Идеал в древнерусской литературе»Сочинение на тему «Идеал в древнерусской литературе»288. Славина В.А. К вопросу об эстетическом идеале А. Платонова. 6 Радугин В. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве. Идеал и действительность. И с этим нельзя не согласиться. […]