Жорж Бизе — биография и творчество

В 19 лет за оперетту «Чудесный доктор» Бизе получил Римскую премию. За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. Так же Жорж Бизе известен как создатель оперы «Кармен». В историю музыки Жорж Бизе вошел благодаря одному очень популярному произведению. Бизе) в последнее действие. Большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857), Бизе пробовал себя в качестве композитора. После премьеры Бизе был убежден, что работа не удалась. Только спустя многие годы забвения, его произведения начали исполняться всё чаще и лишь с 20 века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов.

Сегодня, 9 января в истории:

Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки. 3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьев Галеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви — создателя музыкального жанра «оперетка». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста.

Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деятельности, всецело посвятив себя композиторскому творчеству. Уже первое крупное сочинение Бизе — симфония C-dur (1855, опубликована в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. 60-е гг. для Бизе — время творческого становления: были созданы лирические оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха.

В 70-е гг. — период творческой зрелости Бизе — созданы опера «Джамиле» (по поэме «Намуна» А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Овладев ритмоинтонационными особенностями народных напевов, почти не прибегаяк цитатам, Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской музыки. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе, написавшему всемирно известную оперу «Кармен», но эта же судьба многое взяла взамен.

Краткие содержания опер

В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку. Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин.

Жорж Бизе встретился с владельцем одного из самых известных парижских издательств Антуаном Шуданом. Сутки напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Однажды в поезде Жорж Бизе познакомился с Могадор – оперной дивой мадам Лионель, писательницей Селестой Венар, графиней де Шабрийан. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра, где пела главные партии.

Любовь – насмешка

Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Бизе работал лежа, почти не мог говорить. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал ее. Болезнь не заканчивалась, нищета не проходила.

Наконец, Жорж сделал предложение. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружив Бизе такой нежностью и заботой, чтобы он снова смог работать.

Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него был заказ – комическая опера «Джамиле». Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен.

Бизе хорошо понимал эфемерность славы, и поэтому не сильно ею дорожил. Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения.

Бизе — великий художник-реалист. Бизе и одновременно его лебединой песней. Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы… В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Недолгая жизнь Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. С годами у Бизе все более укреплялся интерес к жизни народа.

Скажи что думаешь…

В своей единственной статье, опубликованной в 1867 году, Бизе писал: «Я ненавижу педантизм и ложную эрудицию… Эта широта взглядов, но вместе с тем и принципиальность, позволили Бизе многое любить и уважать в музыкальном искусстве. Без формы нет стиля»,— утверждал Бизе. От своих учеников он требовал, чтобы все было «крепко сделано». Бизе был прав: ему принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но последние работы — музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен».

Сен-Санс охарактеризовал Бизе словами: «Он весь — молодость, сила, радость, бодрость духа». Таким предстает он и в музыке, поражающей солнечным оптимизмом в показе жизненных противоречий. Бизе ставит все на карту, в игру вступает самая буйная фантазия. Бизе, впрочем, отлично знал, каково подлинное достоинство музыки, о чем мы можем прочитать в его статье, опубликованной в 1867 году в «Ревю националь и этранжер». Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.

Симфонический антракт к четвертому акту, выдержанный в характере испанского народного танца «поло», — один из замечательных примеров проникновения Бизе в дух народной музыки.

Ребенок без детства

Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен» еще во время работы над «Джамиле», а в 1873—1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Музыка была полностью сочинена, но не записана (сохранились только наброски вокальных партий) — Бизе играл ее своим друзьям. И далее пророчески предрекал: «Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…». Но главное — музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера.

В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, ее высокая этическая ценность. Музыка Бизе еще более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений.

Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Наряду с такими «цитатами» Бизе вкрапливал в музыкальную ткань отдельные обороты и приемы развития — мелодические и ритмические, характерные для испанской музыки. Оба центральных образа охарактеризованы в музыке Бизе в росте — развитии.

За свою недолгую, но достаточно насыщенную жизнь в театре, Жорж Бизе сталкивался с разными ситуациями и весьма натерпелся от коллег. Весной 1869 года Жорж Бизе, еще слабый после болезни, вышел на прогулку. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». Бизе вступает в ряды Национальной гвардии.

Сегодня популярно: